О школе
История школы
Школа имеет высокий инновационной потенциал: участие в эксперименте по созданию равственного развития и воспитания обучающихся, социокультурный курс «Истоки». Большое внимание в школе уделяют патриотическому воспитанию. Все в школе, от оформления рекреаций до содержания образовательного процесса, пронизано одной общей идеей: первый в городе именной избирательный участок имени Первопроходцев Самотлора; экспозиция, посвящѐнная 50-летию освоения Самотлорского месторождения; постоянно действующая выставка «Краски Севера», на которой представлены картины нижневартовских художников-преподавателей художественно-графического факультета Нижневартовского государственного университета; поисковый отряд «Пересвет», который ежегодно участвует в экспедициях и пополняет новыми экспонатами Комнату боевой и трудовой славы, мемориальная доска…Степанова Павла Азатовича – нашего ученика, открытая в честь …подвига солдата. Много поколений юных нижневартовцев воспитала школа: почти шесть тысяч выпускников, тысячи состоявшихся судеб. Школа по праву гордится достижениями своих воспитанников: 48 золотых и серебряных медалистов, 22 победителя городского и окружного этапов Всероссийской олимпиады школьников. Ежегодно свыше 90 % выпускников школы становятся студентами вузов города, округа, страны. Многие выпускники школы связали свою судьбу с Нижневартовском. Среди них профессор Нижневартовского гуманитарного университета, доктор наук О.С. Култышева; заведующий отделением урологии Детской окружной больницы, кандидат медицинских наук А.Н.Лутков; один из первых руководителей администрации Нижневартовского района А.А. Ковалев; заместитель главного редактора городской газеты «Местное время» Н.А. Евсина; ведущий самого популярного городского телеканала «Самотлор» Е.В. Никон; солистка группы «Спринг» К. Князева; ведущий радиостанции «Европа-плюс» в Нижневартовске В. Панов, врачстоматолог Е.В. Горбункова, и многие кто сегодня прославляет нашу школу во многих городах нашей страны и за ее пределами.
Образование и формы обучения
Программа развития
Двадцать первый век характеризуется провозглашением ценности человека, его качеств, способностей, талантов, умения активно взаимодействовать в профессиональной и жизненной сферах деятельности. Россия, ориентированная на инновационный технологический прорыв, остро нуждается в функционально грамотных, высокообразованных, инициативных гражданах. Вместе с тем, система образования в России не готова к поставке на рынок сотрудников для развития высокотехнологичных производств.
Подготовка учителей не успевает за современными требованиями образовательных стандартов, а высшее образование стало «всеобщим», но потеряло качество. «Во всех отраслях во всем мире идет процесс «вымывания среднего». Автоматизация и роботы забирают работу у специалистов со средним уровнем квалификации и знаний. В будущем востребованными станут элитные кадры и специалисты с базовыми навыками».
Нас окружает цифровая среда, нужно учиться использовать ее преимущества и нивелировать риски. В условиях тотальной цифровизации нас постоянно убеждают в том, что удовлетворить современные требования к образованию могут только цифровые технологии: цифровые образовательные платформы обеспечивают доступ к образовательному контенту самых разных тематик и форматов, а «умные» интерактивные парты, интерактивные доски, планшеты и другие современные мультимедийные гаджеты призваны дать современным школьникам новое качество образования.
Характерной чертой цифрового поколения становится инфантилизм, индивидуализм, уверенность в своей неповторимости и уникальности, сниженная потребность в живом общении, неготовность к кооперации, гиперпрагматизм и гедонизм, смутные и неустойчивые морально-этические представления.
Сосредоточенность на внешнем контуре цифрового образовательного процесса вытесняет из зоны внимания дидактические и методические проблемы организации деятельности педагогов и обучающихся, обучения и учения в цифровом образовательном процессе, гуманистическую парадигму образовательного процесса. Новые цифровые технологии и иные модернизационные процессы не должны отменять среды тесного когнитивнотворческого взаимодействия в школе, доверительного и широкого межличностного общения в социуме.
В условиях антропологического кризиса технократический принцип обучения должен смениться на гуманитарный. Ведущей парадигмой современного образования должны стать гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса.
Проблема подготовки гармонично развитой и социально ответственной личности не может быть решена только через новые технологии обучения (дистанционное обучение, игровые методики, организация самообразовательной деятельности, развитие альтернативных образовательных форм), необходимо взаимодействие ребенка с социумом, использование образовательного потенциала мегаполиса, выстраивание взаимодействия с широким кругом людей – специалистами в разных сферах жизни, социальные практики.
Ключевые приоритеты государственной политики в сфере общего образования до 2025 года определены в следующих стратегических документах:
- Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 № 1642 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (сроки реализации 2018-2025)
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению «Образование».
- Национальный проект «Образование», утвержден президиумом Совета при президенте РФ (протокол от 03.09.2018 №10)
- Паспорт портфеля проектов «Образования» ХМАО-Югры (шифр портфеля проектов ПП027-04) от 21 августа 2018 г.
- Региональные проекты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по реализации Национального проекта «Образование».
Стратегические цели развития образования до 2025 года сформулированы в Национальном проекте «Образование»:
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
- обеспечение вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
- обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80 % от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей;
- создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы;
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
- развитие добровольчества (волонтерства), развитие талантов и способностей у детей и молодежи, в т.ч. студентов, путем поддержки общественных инициатив и проектов, вовлечения к 2024 году в добровольческую деятельность 20% граждан, вовлечения 45% молодежи в творческую деятельность и 70% студентов в клубное студенческое движение.
Конкретизация стратегических целей развития образования осуществлена в целевых показателях государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" до 2025 года.
Содержательно стратегия развития образования опирается на новую модель качества образования, отвечающего критериям международных исследований по оценке уровня подготовки обучающихся, и привлечения новых ресурсов, обеспечивающих достижение этого качества образования.
Новая модель качества образования является компетентностной характеристикой образовательной деятельности обучающихся, оценивающей способность ребенка к использованию полученных знаний в организации его жизнедеятельности.
К новым ресурсам развития образования относятся:
- компетенции самостоятельной образовательной деятельности обучающихся в системе общего и дополнительного образования;
- возможности онлайн-образования;
- подготовка родителей как компетентных участников образовательных отношений.
Инструментами достижения нового качества образования, актуальными для школы № 10 города Нижневартовск выступают:
- развитие профильного обучения с опорой на раннюю профориентацию обучающихся;
- модернизация содержания предметных областей с привлечением в образовательный процесс внешних субъектов (родителей, представителей предприятий, социальных институтов, студентов и др.);
- развитие волонтерского движения учащихся с опорой на формирование проектной, экспериментальной и исследовательской компетентности, а также финансовой грамотности обучающихся;
- формирование цифровых компетенций обучающихся для использования возможностей проектирования индивидуальных учебных планов, сетевых форм реализации программ и поддержки одаренных детей;
- подготовка педагогов к участию в национальной системе профессионального роста педагогических работников.
Анализ образовательного процесса за 2015-2020 гг. и новый вектор, заданный государственной программой РФ «Развитие образования» (2018-2025гг.), Национальным проектом «Образование» (2019-2024гг.) и федеральными программами национального проекта, определили ключевую идею программы развития школы на 2020 - 2025 годы – обеспечение непрерывного процесса образования, практическая реализация которого будет осуществляться через преемственность содержания образовательной деятельности от одного уровня образования к другому, организацию проектирования индивидуальных учебных планов учащихся и создание открытого пространства образовательных услуг, способных удовлетворить все множество образовательных запросов и потребностей как общества, так и каждого обучающегося.
И как результат развития процесса непрерывного образования - повышение качества образовательного результата, осознанное профессиональное самоопределение и успешная социализация учащихся. Настоящая программа предполагает, что, развиваясь по оптимальному сценарию, к 2025 года школа будет иметь следующие характеристики:
- предоставляет обучающимся непрерывное качественное образование;
- обеспечивает выпускникам успешную социализацию в обществе и конкурентоспособность в системе высшего профессионального образования;
- развивает у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- формирует у обучающихся личностные ценностно-смысловые ориентиры и установки, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
- формирует у обучающихся умения самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построения индивидуального образовательного маршрута;
- создает условия для осознанного выбора обучающихся дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
- формирует патриотизм и гражданское самосознание обучающихся;
- обеспечивает оптимальный уровень выявления, развития и поддержки одаренных детей, лидеров в сфере образования;
- обеспечивает профессиональный рост педагогического коллектива, использующего в своей практике современные образовательные технологии обучения;
- обеспечивает образовательные запросы потребителей образовательных услуг.